АМЕТ-ХАН СУЛТАН: ГРОЗА «МЕССЕРОВ»

25 октября 2020 10:33
АМЕТ-ХАН СУЛТАН: ГРОЗА «МЕССЕРОВ»

Сегодня исполняется 100 лет со дня рождения Амет-Хана Султана, одного из самых известных летчиков-асов Великой Отечественной, дважды Героя Советского Союза.

В биографии Амет-Хана Султана, который не раз, рискуя жизнью, шел на таран, 603 боевых вылета. Враги, как огня боявшиеся аса, не зря дали ему прозвище «Черный дьявол», ведь в 130 воздушных сражениях он лично сбил тридцать немецких самолетов, поэтому неудивительно, что когда его эскадрилья поднималась в небо, фашисты приходили в ужас. 30 лет своей жизни он отдал небу. Небу, которое и забрало его к себе…

Будущий дважды Герой Советского Союза родился в Алупке. В мае 1935 года в городе проводился национальный праздник Хедерлез, на котором будущий лётчик победил в борьбе куреш. Присутствовавший на мероприятии директор Артека наградил талантливого парня путёвкой в лагерь, в котором Амет-Хан впервые увидел самолёт. С того момента он жил мечтой подняться в небо. Это желание привело его в Симферопольский аэроклуб, а позже – в Качинское авиационное училище, в котором курсанты проходили ускоренный курс обучения.

Начало Великой Отечественной войны младший лейтенант Амет-Хан встретил в 4-ом истребительном авиаполку под Кишиневом. В октябре 1941 года летчика назначили командиром 147-ой истребительной авиационной дивизии Юго-Западного фронта. К тому времени Султан уже произвел 130 боевых вылетов на разведку и штурмовку войск противника, за что был награжден орденом Красного Знамени.

В характеристике 21-летнего летчика, составленной в те дни, командиры отмечали отважность, упорность и настойчивость Султана, называя его мастером воздушной разведки. Амет-Хан отменно владел самолетом, чувствуя машину как самого себя.

Открыл боевой счет 31 мая 1942 г., израсходовав в атаках весь боезапас, таранил вражеский бомбардировщик «Юнкерс-88», после чего выпрыгнул из кабины на парашюте. Бои под Сталинградом отличались исключительным упорством и ожесточением – при обороне города летчик выполнил около 100 боевых вылетов, сбил лично 6 и в группе 7 вражеских самолетов, хотя и сам был подожжен, спасся на парашюте.

После Сталинграда уже капитан Амет-Хан участвовал в освобождении Ростова-на-Дону, Мелитополя и Крыма. 18 апреля 1944 года к наградам прибавился еще один орден Ленина, а после очередного воздушного боя - орден Красного Знамени. В августе 1943-го Султану присвоили звание Героя Советского Союза.

На протяжении всей войны немецкое командование больше всего опасалось авиаполка Султана, которого фашисты за его демонические танцы в небе прозвали «Черным дьяволом».

В январе 1944 года в паре со своим ведомым, Героем Советского Союза Иваном Борисовым, Амет-Хан принудил к посадке на свой аэродром немецкий связной самолет "Физлер-Шторх". После краткого знакомства с кабиной незнакомого для него самолета, он совершил на нем самостоятельный полет. После отдыха летом 1944 года и перехода на новый истребитель Ла-7, Амет-Хан воюет в Восточной Пруссии, участвует во взятии Берлина.

Последний свой воздушный бой помощник командира полка по воздушно-стрелковой службе гвардии майор Султан Амет-Хан провел 29 апреля 1945 года над аэродромом Темпельхоф, сбив "Фокке-Вульф-190".

Всего за время войны он совершил 603 боевых вылета (из них 70 - на штурмовку живой силы и техники противника), провел 150 воздушных боев, в которых сбил лично 30 и в составе группы 19 самолетов противника.

Второй медали "Золотая Звезда" помощник командира по воздушно-стрелковой службе того же полка (1-я воздушная армия) гвардии майор Амет-Хан Султан был удостоен 26 июля 1945 года.

С 1947 года Амет-Хан становится летчиком-испытателем Летно-исследовательского института. За короткий срок он выдвинулся в число лучших испытателей. В 1949 году ему был присвоен третий класс летчика-испытателя, в январе 1950 года - второй класс, а уже в сентябре 1952 году Султан Амет-Хан становится летчиком-испытателем 1-го класса. Он с успехом выполняет самые различные испытания.

1 февраля 1971 года на сравнительно тихоходном серийном бомбардировщике «Ту-16», переоборудованном в летающую лабораторию для испытаний новых реактивных двигателей, Амет-Хан поднялся в небо. В этот день планировалось испытать новый мотор.

Когда экипаж приступил к выпуску двигателя, радист сообщил на «вышку» о начале выполнения летного задания. После этого самолет пропал с экранов радаров. Обгоревшую машину обнаружили с борта вертолета только через пару суток. Как установили впоследствии, летающую лабораторию разнесло на мелкие кусочки прямо в воздухе.

В честь выдающихся заслуг в мире авиации имя Амет-Хана Султана вписано в стелу на авиасалоне в Ле-Бурже (Франция) с подписью «Летчик от Бога». Он входит в десятку лучших летчиков планеты. Его бюст установлен в родной ему Алупке и в столице Дагестана Махачкале. В 2010 году в честь 90-летия Амет-Хана состоялось открытие его памятника в Ярославле, где он является почетным гражданином города. Бюст Амет-Хана установлен первым на Аллее Славы в Киеве, а также в Кировоградской высшей летной академии.

***

Подписывайтесь на страницы «Наш Полк»:

Viber https://bit.ly/2POXIXr

Telegram https://t.me/nashpolkua

Instagram https://www.instagram.com/nashpolkua

Смотрите также

Проект начат телеканалом "Интер" в марте 2014 года. Партнеры проекта: