ИВАН КОЖЕДУБ. ПЕРВЫЙ СРЕДИ АСОВ

8 июня 2020 12:8
ИВАН КОЖЕДУБ. ПЕРВЫЙ СРЕДИ АСОВ

Сегодня исполняется 100 лет со дня рождения Ивана Кожедуба, самого результативного советского летчика-истребителя Великой Отечественной войны, маршала авиации, трижды Героя Советского Союза.

Иван Кожедуб родился в селе Ображиевка Черниговской губернии (ныне – Шосткинский район Сумской области). В начале 1940-го года он был принят в Чугуевское военное авиационное училище летчиков.

После начала войны вместе с училищем был эвакуирован в Среднюю Азию. В ноябре 1942 года Кожедуб был откомандирован в 240-й истребительный авиационный полк 302-й истребительной авиационной дивизии, формирующийся в Иваново. В марте 1943 года в составе дивизии вылетел на Воронежский фронт.

Первый воздушный бой закончился для Кожедуба неудачей и едва не стал последним — его Ла–5 был повреждён пушечной очередью Мессершмитт–109, бронеспинка спасла его от зажигательного снаряда, а при возвращении он был обстрелян советскими зенитчиками, в самолёт попало 2 зенитных снаряда. Несмотря на то, что ему удалось посадить самолёт, полному восстановлению он не подлежал, и Кожедубу пришлось летать на «остатках» — имеющихся в эскадрилье свободных самолётах.

Свою первую победу будущий ас Великой Отечественной одержал 6 июля 1943 года в воздушном бою на Курской дуге, совершив 40-й к тому времени боевой вылет. Кожедубом был сбит немецкий бомбардировщик "Ju-87". Всего в боях на Курской дуге Кожедуб одержал не менее пяти воздушных побед.

Взыскательный и требовательный к себе, неистовый и неутомимый в бою, Кожедуб был идеальным воздушным бойцом: инициативным и исполнительным, дерзким и расчётливым, отважным и умелым, рыцарем без страха и упрека. «Точный маневр, ошеломляющая стремительность атаки и удар с предельно короткой дистанции», - так Кожедуб определял основу воздушного боя. Он был рождён для боя, жил боем, жаждал его.

Пилоты истребителей – «короли неба» - не любили заниматься заданиями по прикрытию наземных войск, но Иван Никитович был другим: он использовал любой шанс подняться в любимое небо. Однажды, 30 сентября 1943 года, Кожедуб сопровождал в небе переправу войск через Днепр. Делая вираж, он случайно оказался в небе без прикрытия боевых товарищей, и в этот же момент заметил в небе немецкие "Юнкерсы". Прославленный ас не растерялся и в одиночку спикировал на бомбардировщики. Сделав несколько виражей, он ворвался в звенья противника.

Атака смелого летчика-одиночки была для немцев столь неожиданной и дерзкой, что они в смятении прекратили сбрасывать бомбы и заняли оборонительные позиции. Увидев растерянность врага, Иван Никитович решился на еще более смелый шаг - он спикировал на одного из оторвавшихся Ju-87 и сбил его.

Горящие обломки развалившегося самолета уронили боевой дух противника, и бомбардировщики отступили.

Спустя всего лишь 3 дня после одиночного боя с "Юнкерсами", Кожедубу и его товарищам пришлось столкнуться с еще более превосходящим числом противника. Прикрывая плацдарм на берегу реки, в небо поднялись девять "Ла-5" или, на языке летчиков, "лавочкиных". Практически сразу пилоты заметили в небе колонну пикирующих бомбардировщиков "Юнкерс-87", каждые девять самолетов которых прикрывались шестью истребителями "Ме-109".

Кожедуб во главе пяти самолетов атаковал группу бомбардировщиков. Противник, не ожидавший атаки от малого числа советских машин, заметался. Спустя минуту загорелись и упали на землю два Ju-87 . Уцелевшие немецкие самолеты из первой девятки отступили, чуть позже повернула назад и вторая волна потрепанных в бою "Юнкерсов".

Эффектную точку в сражении поставил, конечно, герой-ас, превратив в огненный шар один из последних истребителей люфтваффе. "Воюют не числом, а умением", - любил повторять Иван Кожедуб.

4 февраля 1944 года Иван Никитович был удостоен звания Героя Советского Союза за 146 боевых вылетов и 20 сбитых немецких самолетов.

Начиная с мая 1944 года, Кожедуб сражался на "Ла-5ФН", построенном на накопления колхозника Сталинградской области В. Конева, сын которого погиб в ходе войны.

В августе 1944 года, получив звание капитана, Иван Никитович был назначен заместителем командира 176-го гвардейского полка, и стал воевать на новом истребителе "Ла-7".

Тогда же герою вручили вторую медаль «Золотая Звезда» за 48 сбитых машины противника и 256 вылетов. А к концу войны майор Иван Кожедуб имел на своем счету уже 62 уничтоженных в воздухе самолета противника. Среди них - два бомбардировщика, три штурмовика, один реактивный истребитель и 17 пикирующих бомбардировщиков. Последний его подвиг произошел над Берлином в апреле 1945 года, когда был сбит очередной гитлеровский самолет. За время войны немцам не удалось его сбить ни разу. В августе 1945-го Иван Никитич получил еще одну медаль «Золотая звезда», став трижды Героем Советского Союза.

Наряду с отвагой, находили место здравый расчёт и опыт, необходимые в воздушном бою. Кожедуб, обладавший прекрасным глазомером, предпочитал открывать огонь с расстояния в 200-300 метров, поражая противника на средних дистанциях и стараясь избегать ненужного риска. У Ивана Кожедуба в бою был индивидуальный «почерк» в небе. В нём органично сочетались мужество, отвага и исключительное хладнокровие. Он умел точно и быстро взвесить обстановку, мгновенно найти в сложившейся ситуации единственно верный ход.

За время Великой Отечественной войны Иван Кожедуб совершил 330 боевых вылетов и провёл 120 боёв в воздухе. За войну он сменил 6 «Лавочкиных», и ни один самолёт не подвел его.

Кроме того, на счету Кожедуба числятся также два сбитых в 1945 году американских самолёта «Мустанг», которые атаковали его, приняв его истребитель за немецкий самолёт. Советский ас действовал по принципу, который исповедовал ещё при работе с курсантами в авиаучилище: «Любой неизвестный самолёт — враг».

После войны И.Н. Кожедуб окончил Военно-воздушную академию и был назначен командовать 326-й истребительной авиадивизией. В ходе войны в Корее с марта 1951 по февраль 1952 гг. дивизия Кожедуба одержала 215 побед. Правда, сам Кожедуб в боевых вылетах не участвовал из-за строгого запрета командования. По возвращении на родину Кожедуб окончил академию Генштаба, занимал ряд высоких командных должностей в ВВС, в том числе командовал авиацией Московского военного округа. В 1985 г. Н.И. Кожедубу было присвоено звание Маршала авиации.

Скончался легендарный ас 8 августа 1991 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Бронзовый бюст Героя установлен в его родном селе Ображиевка. Также именем Ивана Кожедуба назван парк в Сумах, а возле входа установлен памятник лётчику. Имя трижды Героя Советского Союза Ивана Никитовича Кожедуба носит Харьковский университет Воздушных Сил и Шосткинский химико-технологический колледж. 8 мая 2010 г. памятник Кожедубу открыт в Парке Славы в Киеве.

***

Подписывайтесь на страницы «Наш Полк»:

Facebook https://www.facebook.com/nashpolkukraine

Viber https://bit.ly/2POXIXr

Telegram https://t.me/nashpolkua

Instagram https://www.instagram.com/nashpolkua

Смотрите также

Проект начат телеканалом "Интер" в марте 2014 года. Партнеры проекта: