КАКИЕ МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПСИХИКУ НЕМЦЕВ ПРИМЕНЯЛА КРАСНАЯ АРМИЯ

27 октября 2018 9:32
КАКИЕ МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПСИХИКУ НЕМЦЕВ ПРИМЕНЯЛА КРАСНАЯ АРМИЯ

Во время атаки немецкие пилоты для устрашения включали сирену. На стабилизаторы бомб фашисты закрепляли специальные приспособления, которые назывались «иерихонские трубы»: при падении разносился пронзительный свист, дополнительно оказывавший психологическое воздействие. Но советская сторона была не менее искусна.

 

Сталинградская музыка

Во время Сталинградской битвы Красная Армия устанавливала репродукторы, направленные в сторону немецких позиций. В основном ставили сентиментальную классику и популярные шлягеры, напоминавшие немцам доброе старое время без войны. Трогательные мелодии прерывались сообщениями о победах советских войск, числе убитых немцев на том или ином участке фронта. Но особо деморализующее воздействие оказывала запись тиканья метронома, прерывавшаяся через семь ударов сообщением: «Каждые семь секунд на фронте погибает один немецкий солдат». Всего ставились 10-20 серий, а после них вновь звучало ностальгическое танго.

Как вспоминали ветераны, в конце декабря 1942 г. солдаты армии Паулюса были особенно подвержены психологическому воздействию с советской стороны – близилось Рождество, и в атаку никому не хотелось идти. Говорят, пленные немцы едва ли не плакали от счастья – они встретят Рождество живыми.

Автономные громкоговорители использовались и на других участках фронта. Например, их выносили на левый берег Невы, когда немцы находились на правом. Всего за 1941-1945 гг. применялось около 500 установок подобного типа. Дальность звучания была 1-3 километра. Также использовали несколько тысяч ручных мегафонов. Для деморализации немцев и их союзников создавались специальные агитационные передачи.

 

Сельскохозяйственные танки

Во время обороны Одессы советской армии не хватало танков. Но на Одесском машиностроительном заводе имелись гусеничные тракторы. Главный инженер Романов предложил обшить их броней, которая могла выдерживать попадания пуль. Также на эти псевдотанки устанавливалось легкое вооружение. Но знаменитыми они стали после эффектного наступления на румынские позиции в ночь на 20 сентября 1941 г. На полной скорости, с включенными фарами и сиренами 20 «танков» двинулись на окопы. Появление грозно выглядящих благодаря муляжам орудий и грохочущих машин вызвало в рядах румын панику. Модернизированные тракторы получили название НИ-1 («На испуг»), а их количество возросло до батальона.

 

«Ради чего вы проливаете свою кровь?»

Эффективное средство психологического воздействия – разнообразные листовки с провокационными картинками и текстами. Их активно применяли и немцы, и советская армия, и союзники.

В первые дни после начала войны было создано Советское бюро военно-политической пропаганды. Оно практически сразу начало готовить лозунги для печати на листовках. Из тридцати первых лозунгов были утверждены десять. В них шла речь о дружбе народов Германии и СССР, несправедливом характере войны, противопоставлении власти и простого народа. Типовое обращение выглядело так: «Немецкие солдаты! Долой развязанную Гитлером грабительскую войну! Да здравствует дружба между немецким и русским народами!»

В листовках всячески подчеркивалось, что фашистское правительство гонит солдат на верную смерть. Так, в листовке под названием «Где же выход» было сказано: ««Если ты не хочешь погибнуть в войне с Советским Союзом или на всю жизнь остаться калекой, то перестань слушаться гитлеровских офицеров! Пусть Гитлер и его банда воюют сами, а ты спасай свою жизнь переходом на сторону Красной Армии».

Наиболее эффективны листовки были в тех частях, где служили союзники немцев. Например, на Ленинградском фронте такими формированиями были голландский легион СС, финские части, испанская «Голубая дивизия». О невысоких боевых качествах последней с пренебрежением говорили сами немцы.

Позднее в листовках активно пропагандировался плен. Над немецкими городами с самолетов сбрасывали списки военнопленных, живших в этом городе, с приветами от них друзьям и родственникам.

 

Генеральский пример

Боевой дух противника понижала и информация о капитуляциях известных военачальников. Когда в июле 1944 г. генерал Мюллер сдался в плен сам и отдал соответствующий приказ своим солдатам, советская сторона воспользовалась положением. Копию приказа поместили на листовках рядом с портретом Мюллера и текстом «Генерал Мюллер поступил разумно». И немцы начали сдаваться тысячами. Всего «поступили разумно» 15 тысяч солдат и офицеров из 33 тысяч окруженных.

Призывы сдаться писали и немецкие генералы Корфес и Зейдлиц. Они убедили прекратить сопротивление 55 тысяч военнослужащих, оказавшихся в Корсунь-Шевченковском котле.

Со второй половины войны, когда немцы и так уже понимали, что быстрой победы не получится, начала приносить прекрасные результаты тактика «отпускания». Захваченных пленных засылали обратно к своим с целью пропаганды сдачи. В 1945 году 54 пленных, отправленных в Бреслау, вывели с собой полторы тысячи солдат и офицеров.

Меры психологического воздействия применялись советской стороной до последних дней войны. Во многом благодаря им удалось избежать лишних потерь и дополнительных боев.

Смотрите также

Проект начат телеканалом "Интер" в марте 2014 года. Партнеры проекта: